Интервью с профессиональным фотографом Евгением Бузуком

Спросили у известного гродненского фотографа Евгения Бузука, что самое важное в фотографии и как сделать так, чтобы оставаться востребованным фотографом.

Мы знаем Евгения Бузука как известного фотографа с множеством наград. Но для кого-то может быть открытием, что вы закончили медицинский университет. Какая у вас специальность и как связана сейчас жизнь с той профессией, которую вы получили?

По профессии я врач-психиатр. Несколько лет работал на кафедре психиатрии гродненского медицинского университета. Учил студентов, лечил больных. И оба этих навыка мне очень помогают в работе фотографом и преподавателем фотографии. Особенно, знания в области психологии. Как ни крути, а фотография —это в первую очередь общение с людьми.

text

Расскажите, как вы пришли в фотографию и с чего всё начиналось?

Я всегда хотел рисовать. Но не умел. Так что фотография стала отличным решением. Переломный момент наступил, когда я впервые взял в руки цифровую камеру. Показалось, что теперь я могу все! Не нужно учить технические термины, осваивать экспозицию и все такое. Можно просто нажимать на кнопку и выдавать шедевры пачками. Правда, быстро понял, что узнать предстоит ещё очень многое. Но процесс было уже не остановить!

Как вы формировали своё портфолио? Где и как находили первых моделей?

Как и все — снимал тех, кто был готов терпеть эксперименты начинающего фотографа. Чаще всего, свою жену. А портфолио приходилось не просто формировать, но и печатать. Интернет был жутко медленным, социальных сетей ещё не существовало. Так что любые встречи с потенциальными клиентами и моделями проходили только живьём.

Помните свою первую коммерческую съемку? Где проходила? Сколько она стоила?

Первой коммерческой съёмкой у меня была свадебная. Через пару месяцев с момента покупки камеры. Я ещё толком ничего не умел, а потому честно сказал будущим молодожёнам: «Хотите рискнуть? Я к вашим услугам!». Кстати, услуги стоили целых 10 долларов. То есть, в четыре раза дешевле среднего гонорара свадебного фотографа в нашем городе.

text

Кто повлиял на ваше творчество? Кто любимый фотограф?

Любимые фотографы — Ричард Аведон, Роберт Дуано, Антанас Суткус.

А самое большое влияние оказали два моих учителя в фотографии — Александр Минько и Олег Петров. Первый поделился своими необъятными знаниями в области технической, эстетической и коммерческой стороны, второй был в моей жизни проводником в философию и поэтику фотографии.

Что может вас вдохновить?

Путешествия, хорошая музыка, живопись, интересные книги, неторопливое общение, комиксы. Этих вещей очень много. Всего не перечислить.

text

Что самое важное в фотографии?

Честность со зрителем. Когда тебе есть что сказать, нужно говорить и показывать свои снимки. Когда нечего — лучше отдохнуть.

В каких жанрах вы раньше фотографировал и в каких жанрах снимаете сейчас?

Как коммерческий фотограф я работаю во многих жанрах — портрет, репортаж, интерьеры, фотографии еды и мероприятий, семейное фото. Для себя я много снимаю в жанре ню, а ещё travel фото и жанровые снимки. Но любимые направления те, что связаны с людьми в кадре. Каким бы красивым ни был интерьер или пейзаж, глаза человека все равно красивее.

Пройдемся по технике. На что снимаете сейчас? Помните свой первый фотоаппарат?

Первой камерой была Fuji. Довольно простой полупрофессиональный трехмегапиксельный (!) аппарат. Потом попробовал почти все, что только можно. Но долгие годы основной техникой был Canon. Сначала модели подешевле, потом подороже. В конце концов, остановился на Canon 5d Mark 2. Но в один момент продал всю технику — два фотоаппарата, несколько объективов — и вернулся к Fujifilm. Сейчас у меня Fuji x-t1, я полностью им доволен и за новой техникой не стремлюсь.

text

Расскажите о своей самой запоминающейся съёмке.

Таких съёмок было много — свадьбы на Кубе и в замке в Австрии, полёты к клиентам в Париж и Амстердам, длительные проекты в Москве и работа с известными людьми в Беларуси. Но, пожалуй, самая запоминающаяся съемка состоялась в Гродно. Главными героями на ней, помимо модели, были скорпион, паук-птицеед, лягушка и змея. Тогда все эти создания (кроме лягушки, разве что) вызывали у меня дикий ужас. Но тем интереснее оказалось преодолеть страх. Кстати, змея оказалась на ощупь тёплой и шершавой.

text

Какая съемка оказалась самой сложной в карьере? Почему?

Наверное, самой сложной была та самая первая свадебная съемка. Очень не хотелось подвести тех, кто поверил в меня.

Бывало ли так, что в результате фотосессии, модели нравились одни снимки, а вам другие. Как найти в такой ситуации компромисс?

Такое иногда случается. Но в последние годы я не показываю моделям всего, что было снято. А отдаю лишь те кадры, которые сам считаю удачными.

У вас бывали конфликты с моделями и коллегами? Как вы из них выходили?

С моделями ни разу. С коллегами тоже не припомню серьёзных разногласий. Были какие-то мелкие обиды и недопонимания, но все настолько незначительное, что давно забылось.

text

Какой из ваших проектов был для вас самым значимым?

У меня было так много проектов, что выделить самый-самый трудно. С формальной точки зрения самыми значимыми надо назвать те, что принесли мне награды или деньги. С точки зрения искусства, наверное, персональные выставки в Москве или Германии. Но по внутреннему ощущению, главное ещё впереди.

Что нужно делать, чтобы выделиться и быть востребованным?

Делать ставку не на технику, а на свою индивидуальнось. Всегда найдётся тот, кто купит камеру дороже или обработает моднее. Но повторить ваше авторское видение не в силах никто.

Дайте совет тем, кто делает первые шаги в фотографии.

Ничего не бояться, много работать и идти к своей личной цели, а не к тому, что навязывает окружение.

text

Запись на
"Фотосъёмка для начинающих"